Одна из величайших шахматных партий всех времен и народов — это, вне всяких сомнений, сражение Гарри Каспарова и суперкомпьютера Deep Blue от IBM.
Deep Blue — это шахматный суперкомпьютер, разработанный компанией IBM, который 11 мая 1997 года выиграл матч из 6 партий у чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова.
Интересные факты об этих шахматных матчах:
Первый матч Каспарова и программы IBM Deep Blue, сильнейшей на тот момент, прошел в феврале 1996 года в Филадельфии. Шахматный гений одержал уверенную победу со счетом 4:2, но уступил в одной из шести партий, что дало противнику тактическое преимущество и право просить реванш. Он и состоялся через год.
За это время разработчики внесли коррективы в структуру программы, оснастив ее новыми шахматными процессорами. Внешне машина представляла собой два высоченных черных ящика, внутри которых располагались узлы с процессорами. Всего использовалось 510 процессоров против единственного мозга Каспарова. Такая махина перебирала 2,5 миллиона шахматных позиций в секунду.
До встречи с Deep Blue Каспаров уверенно противостоял искусственному интеллекту и считал, что человек за счет нестандартной логики способен ставить расчетливые машины в тупик. В этот раз он оказался в тупике после необычного хода в первой партии. Шансов спастись у Deep Blue там не было, однако вместо логичного хода машина выбрала крайне слабое продолжение, приведшее к проигрышу. Раньше компьютеры так не играли. Эта нестандартность проявлялась еще несколько раз и выбирала Каспарова из колеи.
До последней, решающей партии сохранялась ничья, однако Каспаров в отличие от машины сильно расшатал нервы в спорах и догадках. В шестой партии он выбрал нестандартный дебют и спровоцировал Deep Blue на жертву фигуры. Циничный компьютер отдал коня и выиграл партию у деморализованного соперника уже к 19-му ходу. Прочитать его логику Каспарову так и не удалось.
Поражение безоговорочно лучшего шахматиста среди людей стало одним из самых обсуждаемых спортивных событий 1997 года и принесло огромный имиджевый успех компании IBM, заставив даже консервативную часть человечество поверить, что компьютер может все. В дальнейших битвах людей и машин лучшие умы человечества так и не смогли вернуть себе инициативу.
Эксперты считали, что Каспаров недооценил соперника и не показал в том матче своей лучшей игры, а без допущенных грубых ошибок уверенно выиграл бы половину из шести партий. «В классических шахматах на серьезном уровне компьютерам ничего не светит в XX веке» — эти слова припоминали Каспарову после поражения неоднократно.
Каспаров предложил IBM провести решающий третий матч и был готов его провести по принципу: «Победитель забирает все». В свою очередь, он предложил увеличить количество партий и дать ему больше времени на отдых. Компания IBM отклонила предложение, так как в случае поражения могла утратить все свои имиджевые завоевания и подскочившие цены на акции.
Каспаров тяжело психологически перенес это поражение и на следующие подобные матчи согласился лишь в 2002 и 2003 годах. Его соперниками были программы Deep Junior и Deep Fritz. Оба матча завершились вничью, после чего Гарри Кимович Сделал пророческое заявление о том, что уже через несколько лет человек не сможет соперничать с сильнейшими шахматными программами.
Увидеть в деле «неправильный» компьютер Deep Blue широкой публике так и не удалось. Машина больше не проводила матчей ни с людьми, ни с себе подобными. Поэтому стоит лишь догадываться действительно ли машина перехитрила самоуверенного Каспарова или имел место заговор программистов и гроссмейстеров против величайшего шахматиста, чем объясняются многие странные ходы.